Коллегия адвокатов «ТитулЪ» города Москвы
Коллегия адвокатов «ТитулЪ» города Москвы
Верный путь решения проблем
.
.
.
.
.
.

Публикации

   Д. Д. Браун
« Мальчик, продающий газеты » (1884)

КАК ЗАСТАВИТЬ НАЛОГОВУЮ ИСПОЛНИТЬ РЕШЕНИЕ СУДА?

Как ни печально это осознавать, но между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями зачастую складываются антагонистические отношения. Налогоплательщики не только не встречают поддержки или помощи со стороны налоговых органов, но и вынуждены бороться за возможность реализации своих прав, которая весьма осложняется ответными ударами или просто бездействием "государевой службы". Сколько часов в залах заседания проводят юристы, чтобы в судебном порядке добиться подтверждения прав своих организаций на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. И только новичок или везунчик, ни разу не столкнувшийся со своеобразной аморфностью налоговых органов, возрадуется, услышав от судьи заветные слова об удовлетворении исковых требований налогоплательщика по возврату денежных сумм. Они-то еще не знают, что просто выходят на следующий уровень игры под названием "А ну-ка, отними!", где представители налоговых органов все как один действуют под девизом "Что в бюджет попало, то пропало" и бессильно разводят руками. И что бы ни говорили о равенстве всех перед законом и судом, конституционные нормы, как уже не раз выяснялось, не для налоговых писаны. Таким образом, имея в своем арсенале вступившее в законную силу решение суда, исполнительный лист и постановление о возбуждении исполнительного производства, будьте готовы к тому, что в добровольном порядке деньги вашей организации вернутся, если только зарегистрирована она была под счастливой звездой, если же нет - соберите волю в кулак и боритесь всеми предоставленными законом способами за попранные права налогоплательщика. Накажите налоговую рублем.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предоставляет возможность наложения в судебном порядке на инспекцию за неисполнение действий, указанных в исполнительном листе, судебного штрафа, размер которого не может превышать в данном случае 1000 минимальных размеров оплаты труда. Такой штраф может быть наложен также и на должностное лицо, но в размере, не превышающем 50 минимальных размеров оплаты труда. Причем необходимо помнить, что минимальный размер штрафа законодатель в обоих случаях не ограничил, поэтому, вынося определение, суд будет исходить из обстоятельств дела, устанавливая рублевый эквивалент штрафа. Также нужно иметь в виду, что судебный штраф может быть наложен только на то лицо, которое обязано совершить определенные действия на основании исполнительного листа, иными словами, которое указано в тексте исполнительного листа, поэтому, если в исполнительном документе в качестве должника указана налоговая инспекция, просить суд наложить штраф на ее руководителя не имеет смысла - в удовлетворении требований будет отказано.

Если дело касается возмещения НДС путем возврата, не пренебрегайте правом на взыскание процентов за просрочку. Перед подачей искового заявления в суд внимательно произведите расчет суммы процентов, соблюдая правила и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ.

Так, при возмещении сумм налоговых вычетов по ставке 0 процентов расчет необходимо производить с даты, следующей после истечения срока, включающего в себя: 3 месяца со дня подачи отдельной налоговой декларации в налоговую инспекцию; 8 дней, которые даются казначейству для получения от налоговой инспекции решения о возмещении; 14 дней, предназначенных казначейству для перечисления денежной суммы на счет налогоплательщика.

В остальных случаях началом просрочки будет являться день, следующий за днем истечения срока, который, по мнению законодателя, необходим для совершения налоговой инспекцией и казначейством всех необходимых действий по возврату денег налогоплательщику. Этот срок составляет 36 дней.

В обоих случаях сроки исчисляются в календарных днях, неделях и месяцах, то есть включают в себя выходные и праздничные дни.

Окончанием просрочки является день, предшествующий дню, в который денежные средства были перечислены на расчетный счет налогоплательщика. В том же случае, если на момент вынесения решения суда о взыскании процентов возврат суммы основного долга со стороны налоговых органов не произошел, проценты надлежит взыскивать на день вынесения решения судом. Иными словами, предъявляя требования в суд, рассчитывайте проценты на день подачи иска и исходя из этой суммы оплачивайте госпошлину, а в основном судебном заседании заявляйте ходатайство об увеличении размера исковых требований.

Кроме того, необходимо помнить, что размер процентов невелик, поскольку, несмотря на то что взыскиваются они хотя и за каждый день просрочки, но исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Следует быть очень внимательным, оперируя со ставкой рефинансирования, поскольку она постоянно изменяется, а за несколько последних месяцев взяла четкий курс на снижение.

Однако данные санкции не позволяют в полной мере дать виновным в неисполнении решения суда лицам осознать всю степень ответственности, и все понимают, что денежные средства, идущие на погашение штрафов и процентов, - это деньги, взятые из бюджета, а бюджет пополняется за счет все тех же налогоплательщиков. Поэтому применение только имущественных санкций в отношении налоговых органов не останавливает произвол государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками.

В связи с этим целесообразно одновременно принять меры в отношении руководящего состава налоговых органов, поскольку именно от его позиции зависит курс, следуя которому рядовые государственные служащие общаются с налогоплательщиками.

Заявление в прокуратуру является весьма действенным методом, поскольку последствия его подачи становятся для чинов не только неприятными, но могут обернуться наличием судимости. Итогом подачи заявления, в котором описываются действия или бездействие должностных лиц в отношениях с налогоплательщиком и требования, в зависимости от существа нарушения становится либо внесение прокурором представления об устранении нарушения закона, либо возбуждение уголовного дела в отношении лиц, совершивших противоправное деяние.

Представление об устранении нарушения закона прокурор выносит должностному лицу или же в адрес вышестоящего налогового органа. В любом случае на непосредственного нарушителя будет возложена обязанность по принятию мер для устранения допущенных нарушений закона, а также обстоятельств, способствующих их появлению. Прокурор же о результатах, которые повлекло представление, через месяц после его внесения извещается письменно. Несомненно, что для чиновника излишнее как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны своего начальства по такому поводу внимание нежелательно и показывает его не с лучшей стороны, однако это "цветочки" по сравнению с тем, что может последовать, если игнорирование закона должностным лицом вышло за рамки простого правонарушения. Прокурор в ходе проведения проверки по заявлению налогоплательщика может обнаружить, что должностным лицом совершены уголовно наказуемые деяния, в связи с чем будет вынужден вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовный кодекс РФ предусматривает ряд преступлений против интересов государственной службы, среди них злоупотребление должностными полномочиями или превышение таковых, кроме того, руководитель налоговой инспекции может быть привлечен к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере, то есть в сумме, превышающей 250000 рублей.

Уголовная ответственность за данные преступления в зависимости от тяжести содеянного может последовать как в виде наложения штрафа на виновное лицо, так и в виде реального срока лишения свободы с последующим запретом занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности.

Даже в том случае, если проверка, которую прокурор обязан проводить по заявлению налогоплательщика, не выявит преступные деяния, результаты ее могут привести к нежелательным последствиям для должностных лиц в виде обнаружения иных нарушений закона. Таким образом, даром заявление налогоплательщика в прокуратуру для налоговых органов в любом случае пройти не должно.

Важно помнить, что, подавая заявление в прокуратуру, налогоплательщик никоим образом не лишается права жаловаться и в вышестоящий налоговый орган. Однако представляется, что меры реагирования, которые принимает прокурор, могут стать более эффективными, чем решения вышестоящего налогового органа.

Так или иначе нормативно-правовая база, дающая налогоплательщику реальную возможность бороться и отстаивать свои права и законные интересы в общем и позволяющая ускорить процесс исполнения решения арбитражного суда налоговыми органами в частности, существует. Главное - грамотно воспользоваться предоставляемыми правами и не бояться дать отпор отдельным зарвавшимся "слугам государевым", тем более что позитивные прецеденты существуют и нет оснований полагать, что число их не будет со временем расти.

Коллегия адвокатов «ТитулЪ» города Москвы
2009 Коллегия адвокатов «ТитулЪ» города Москвы
Создание сайта: maew.ru